Чистка дизельных форсунок своими руками

Эффективность работы двигателя внутреннего сгорания зависит от правильной работы форсунок, которые впрыскивают топливо в цилиндры. В процессе эксплуатации отверстия для солярки и подвижные части постепенно забиваются нагаром. В этом случае ТВС подается неравномерно, мотор теряет мощность и «троит». Дополнительным симптомом неприятности будет характерный черный выхлоп из трубы, сложности с «холодным» запуском.

Содержание:

Если своевременно не устранить проблему, она может перерасти в более серьезные неисправности силового агрегата. Неправильная подача топлива приводит к его перерасходу, перегреву мотора, разрушению поршня и поломке клапанов. 

Чистку дизельных форсунок своими руками можно провести, если владелец авто имеет образование автослесаря, располагает необходимыми инструментами и приспособлениями. Понадобится несколько стендов для тестирования этих деталей и сотни расходных материалов (шайб), без которых невозможно отрегулировать давление впрыска. 

Проверка работоспособности форсунок

Проверка форсунок на дизельном двигателе — сложный процесс, для которого необходимы высокоточные средства измерения. Погрешность в определении размеров не должна превышать нескольких сотых миллиметра, поэтому используются только микрометры. 

Для определения засорившейся форсунки нужно следовать такому алгоритму:

  1. Завести ДВС автомобиля и поднять обороты до того уровня, когда будут обнаружены сбои в работе силового агрегата. 
  2. Отключить последовательно каждую форсунку. Для этого можно ослабить накидную гайку на трубке высокого давления в месте крепления к насосу. 
  3. Если отключить работающий инжектор, работа мотора ухудшится. Если слышимых изменений не произошло, то отключенную деталь нужно чистить. 

Забитый элемент можно обнаружить путем изучения топливопровода. Если впрыск производится неправильно, трубка будет ощутимо пульсировать, так как нагнетаемая в нее солярка не может пройти в камеру сгорания. Также можно определить температуру штуцера. В «проблемной» секции он будет нагрет ощутимо выше в сравнении с другими. 

Обратите внимание, что проводить такую проверку и чистить форсунки могут только специалисты. Струя дизтоплива из инжектора подается под большим давлением. При неаккуратном обращении можно получить травму вплоть до серьезной раны на коже. Причем одежда не всегда защищает. 

Тестирование давления, при котором происходит впрыск топлива, а также проверку формы и эффективности факела распыла делают на специальном стенде. Он называется максиметр и используется только в специализированных мастерских. В нем применяют контрольную форсунку, которая имеет тарировочную пружину и измерительную шкалу. Благодаря им можно определить давление, при котором происходит впрыск ТВС в камеру сгорания. 

Альтернативным способом диагностики может быть использование изначально рабочей форсунки, с которой сравниваются снятые с двигателя детали. Такую проверку делают при заведенном двигателе. Для анализа необходимо демонтировать форсунку и топливопровод, после чего исследовать качество распыла и давление впрыска. Для этого на штуцер ТНВД устанавливают тройник, к которому параллельно подключают рабочую деталь и исправный контрольный образец. 

Заведомо работающую деталь нужно предварительно отрегулировать под нужное давление впрыска и проверить факел распыла. Также следует немного ослабить накидные гайки на других штуцерах. Благодаря этому можно прекратить подачу топлива к ним. Следующим этапом будет активация декомпрессионного механизма и подача максимального объема горючего. 

Исправная и чистая форсунка будет срабатывать одновременно с контрольной. Если тестируемая деталь отстает от образца или обгоняет его, необходимо обслужить ее и настроить заново. Порядок действий будет следующим:

  1. Открутить колпачок на инжекторе и ослабить контровую гайку. 
  2. С помощью регулирующего винта изменить степень затяжки пружины так, чтобы обе подключенные детали срабатывали одновременно. 
  3. Повторить сравнение для оценки правильности регулировки. 

Такой способ занимает много времени и очень трудоемкий. Лучше использовать специальные максиметры, которые дают более точные результаты. В специализированных мастерских техники проверяют работу впрыска с помощью проверочных стендов, которые также применяются и для настройки. 

Процесс очистки форсунок 

Чистка дизельной форсунки производится после ее демонтажа с двигателя. Снимать эти детали и разбирать их на запчасти необходимо с соблюдением максимальной чистоты. Попавшие внутрь посторонние частицы могут полностью вывести этот узел из строя. Лучше всего последовательно работать с каждой из них, чтобы не переносить мусор от одной к другой.

Для удаления загрязнений используют керосин или качественную солярку без посторонних компонентов. Важно тщательно удалить все следы моющей жидкости с помощью струи сжатого воздуха из компрессора. 

Для обтирки берут салфетки из батиста или бязи, чтобы избежать попадания волокон внутрь механизмов. 

Разборку форсунки делают с помощью накидных ключей подходящего размера. Головка плотно обхватывает гайку детали и «срывает» ее с места. Если для этой цели использовать обычный рожковый инструмент, он может прокрутиться и «слизать» грани. В этом случае ремонт обойдется намного дороже и потребует дополнительных усилий. 

Обратите внимание, что при приложении слишком большого усилия гайка из-за хрупкости стали может сломаться. Разборку для очистки нужно производить крайне аккуратно. Несколько советов помогут провести эту операцию без поломок:

  • Для удобного удержания во время работы форсунку лучше разместить в тисках. Чтобы предотвратить деформацию корпуса, на нее следует надеть головку накидного ключа. 
  • Для откручивания используется другой накидной ключ. Не стоит заменять его на рожковой из-за риска поломки гайки. 
  • Основное усилие нужно приложить, чтобы сдвинуть прикипевшую гайку с места. Далее она вращается свободно и снять ее легко руками. 
  • Если «сорвать» гайку с места не получается, лучше не прилагать большой силы, а воспользоваться специальными составами для заржавевших и закисленных болтов. Например, побрызгать на это место WD-40. 

Главную трудность у начинающих техников при чистке форсунки вызывает демонтаж распылителя. Для удобного и быстрого выполнения этой операции на специализированных СТО есть необходимые приспособления. Процесс состоит из таких этапов:

  1. Гайку необходимо поместить на кусок алюминиевого листа, в котором проделано отверстие подходящих размеров. 
  2. Этот лист нужно поместить на губках тисков. Их следует раздвинуть так, чтобы между ними поместился распылитель форсунки. 
  3. В торец вставляют трубку из алюминия и постукивают по ней с небольшим усилием, чтобы выбить распылитель наружу. 
  4. После снятия лучше протереть все запчасти салфетками или удалить загрязнения другими способами. Если налет старый и въевшийся, может понадобится щетка со щетинками из тонкой проволоки. 

Сборку форсунки после промывки проводят в обратном порядке. Важно, чтобы на детали не налип мусор, который присутствует в мастерской. При этом не нужно полностью затягивать гайку на корпусе, так как в будущем с большой вероятностью потребуется ее регулировка. 

Кроме того, техническая документация производителя предусматривает затяжку с определенным усилием. Если пользоваться обычным ключом, можно перетянуть или недотянуть крепление. И тот, и другой вариант негативно влияют на работоспособность механизма. Предотвратить проблему поможет динамометрический ключ с нужным усилием затяжки. Узнать его можно из документации производителя. 

Обратите внимание, что после чистки до момента установки устройства в двигателе внутреннего сгорания в него может попасть грязь. Специалисты рекомендуют использовать защитные колпачки, которые позволяют предотвратить налипание посторонних предметов и пыли. 

После обслуживания форсунки необходимо проверить несколько параметров:

  • Давление срабатывания;
  • Конфигурацию факела распыла;
  • Параметры сброса излишков топлива в обратную магистраль. 

Для тестирования нужны специальные электронные стенды. Приобретать их для домашнего использования нецелесообразно из-за высокой стоимости. По этой причине чистку обычно доверяют квалифицированным техникам на СТО по обслуживанию дизельных двигателей. 

Зачем и как регулируют форсунки

После сборки практически во всех случаях форсунка будет срабатывать при более высоком или низком давлении. Для ее регулировки используют шайбы, которые вставляются внутрь механизма.

Они могут иметь разные параметры:

  • толщину с шагом в несколько долей миллиметра;
  • диаметр в зависимости от размеров форсунки;
  • отверстия (если они изначально есть, то шайбы без них не подходят). 

Для уменьшения давления используют более толстые шайбы и наоборот. Сделать замеры поможет микрометр, который определяет толщину с шагом не более 0,1 мм. Для установки этого прибора на корпус запчасти применяют адаптеры подходящей формы и размеров. 

На станциях технического обслуживания у мастеров есть необходимый набор регулировочных шайб. В случае чистки своими руками владельцу авто придется покупать их в большом количестве, что неоправданно завышает затраты. 

Итоги

Самостоятельная чистка форсунок — очень сложная операция, которую невозможно провести без инструментов для разборки, измерительных приборов и шайб для регулировки. В случае обнаружения симптомов неправильной подачи топлива в камеру сгорания лучше сразу обратиться к квалифицированному механику. Он выполнит эту операцию быстрее и дешевле, предоставит гарантию на отремонтированный механизм.


Опубликовано:16.03.2024

Новости сервиса

21.09.2018

Команда сервиса Дизоника с радостью сообщает вам о запуске интернет-магазина запчастей......

подробнее

27.07.2018

В самое ближайшее время на сайте сервисного центра Дизоника будет запущен раздел интернет магазина топливного оборудования...

подробнее