Современные дизельные двигатели оснащены системой впрыска топлива Common Rail от Bosch, за работу которой отвечает электронный блок управления — ЭБУ. При установке форсунок на заводе их коды и характеристики вносятся в компьютер для выбора алгоритма работы.
В связи с этим у владельцев дизельных транспортных средств возникает вопрос, нужно ли прописывать форсунки после проведенного ремонта, чистки или замены на новые. Разберемся с этим подробнее.
Двигатели внутреннего сгорания в автомобилях могут иметь разную мощность и характеристики впрыска дизеля. Но для экономии средств на разработке и производстве на заводе в них могут устанавливать форсунки с похожими техническими особенностями. Чтобы адаптировать ее под работу конкретного мотора, в электронный блок управления вносят специальный код. Это действие называют «прописать форсунки». Благодаря этому универсальный инжектор будет работать в определенной последовательности и впрыскивать топливо так, чтобы добиться максимально эффективного функционирования ДВС.
Надо ли перепрописать в ЭБУ форсунки после ремонта? Это действие является обязательным этапом обслуживания. Особенно в том случае, если есть необходимость согласовать работу разных по конструкции инжекторов.
Код сам по себе представляет собой последовательность команд, которые определяют допустимые диапазоны работы замененных деталей в разных режимах. Во время езды ЭБУ ДВС проверяет, соответствует ли установленный узел заданным границам. Если нет, он может прекратить подачу солярки, что приведет к неработоспособности одного из цилиндров.
Кодирование после замены — технологически сложная и ответственная операция, во время которой применяется сверхточное оборудование. Каждый инжектор имеет уникальный код, благодаря которому он может функционировать в разных условиях использования. Именно он дает возможность контролировать объем и последовательность подачи топливовоздушной смеси. То есть, программное обеспечение можно изменить так, чтобы диапазон работы каждой из установленных форсунок совпадал.
Механизм работы Common Rail injector подразумевает обязательное кодирование ЭБУ. Что будет, если не прописать код после ремонтных работ:
И наоборот, если своевременно очищать форсунки от нагара и загрязнений, а также правильно регулировать ход клапана, двигатель сохранит и увеличит мощность, расход топлива снижается, а срок эксплуатации автомобиля будет большим.
Внедрение системы впрыска Коммон Рейл от Бош сделало практически невозможным самостоятельный ремонт оборудования для подачи топлива в цилиндры. Каждая форсунка теперь идентифицируется с помощью кода, который определяет ее характеристики. На его основе ЭБУ выбирает режимы работы, которые повышают коэффициент полезного действия двигателя.
После замены необходимо сгенерировать новый код, который будет соответствовать текущим параметрам инжектора. Это делают с помощью специализированного программного обеспечения. Также понадобится оборудование, которое предоставляют только авторизированным сервисным центрам.
Деталь может иметь один из двух вариантов кода:
На основе этих данных ECU может точно управлять подачей топливо-воздушной смеси в конкретный цилиндр и добиваться лучшей работы мотора. Прописывание форсунок позволяет адаптировать ЭДУ под конкретную систему впрыска.
При сборке новой детали этот код наносится на корпус устройства, а после его установки в двигатель — программируется в блоке управления.
Необходимость в кодировке обусловлена высокой точностью работы системы Коммон Рейл. Даже на станках с цифровым управлением нельзя изготовить две абсолютно одинаковые детали. Размеры каждого из них могут отличаться на десятые доли миллиметра. Но из-за особенностей системы впрыска даже минимальные погрешности приводят к изменению объема подаваемого топлива. Скорректировать его помогает код.
Количество попадающего в цилиндр топлива зависит от двух факторов:
То есть электронный блок может регулировать объем ТВС, увеличивая или уменьшая один из перечисленных показателей. Так компенсируются неточности в изготовлении инжектора.
В системах от Delphi код создается после измерения расхода топлива при его подаче под давлением в 200, 800, 1200 и 1600 бар. После получения фактических значений они сравниваются со стандартными параметрами для конкретной модели форсунки. Далее на основе этих данных определяется порядок коррекции импульса. В результате в двигатель попадает нужное количество солярки.
На каждой новой форсунке или детали после ремонта обязательно есть маркировка с данными для изменения объема впрыска. В процессе установки устройства на двигатель мастер должен перепрограммировать ЭБУ, введя в него приведенный на бирке код. Если этого не сделать, блок управления будет управлять новым узлом так же, как предыдущим. В результате владелец авто получит все негативные последствия, перечисленные выше.
Почему нужно прописать в ЭБУ форсунки после ремонта? Любое вмешательство в работу механизма, в том числе его чистка и последующая регулировка, приводит к значительному изменению характеристик относительно предыдущих. Следовательно, у них меняются коды C2i и C3i. Их необходимо сгенерировать на специальном стенде и внести в бортовой компьютер автомобиля.
В случае установки или обслуживания всего комплекта инжекторов их коды вносятся в систему управления двигателем. Но некоторые специалисты по обслуживанию дизелей считают, что если меняется один или два инжектора, этого делать не обязательно. Они ссылаются на свой практический опыт и говорят о том, что это не повлияет на работу силового агрегата автомобиля.
Есть ли необходимость в прописке в этом случае? Сотрудники авторизованных сервисных центров и специализированных мастерских говорят о том, что этот процесс все же нужен для работы машины с максимальным коэффициентом полезного действия.
При внесении нового кода владелец авто получит несколько преимуществ:
Действительно, практика замены форсунок без внесения нового кода в ЭБУ существует и иногда не приводит к негативным последствиям. Но в этом случае нужно быть готовым к нескольким неприятностям.
Если в двигателе заменена только одна форсунка, компенсировать ее неправильную работу в процессе впрыска топлива пытается сам электронный блок управления. Этот процесс обычно сопровождается повышенными вибрациями мотора, уменьшением мощности и другими негативными явлениями, которые появляются только время от времени. По прошествии определенного времени двигатель начинает работать ровно.
Однако самостоятельно скорректировать работу форсунки ЭБУ может далеко не всегда. Часто возникают ситуации, когда разница в характеристиках между одним инжектором и остальной группой деталей слишком велика. Поэтому ЭБУ перестает вносить изменения и выводит эту деталь в аварийный режим. В результате владелец авто вовсе не сможет запустить свой автомобиль.
Невозможно заранее спрогнозировать, как поведет себя ДВС, если не запрограммировать ЭБУ под новые характеристики мотора. Замена может производится успешно в 9 случях, но десятый владелец столкнется с неприятными последствиями. Причем это касается даже одинаковых моторов, моделей автомобилей и т.п. Получается абсолютная лотерея, угадать ее результат невозможно.
Если следовать утвержденным техническим регламентам работы, прописывать форсунки для впрыска топлива в дизельные моторы необходимо. Причем без всяких исключений.
В общем случае последовательность действий для прописывания кода в ЭБУ выглядит следующим образом:
Кодировать форсунки нужно в таких случаях:
Ремонт или обслуживание форсунки, а также установка новой детали взамен изношенной позволяет адаптировать ЭБУ для работы с ними. Бортовой компьютер будет корректировать впрыск топлива, добиваясь одинаковой работы всех цилиндров.
Вносить новый код в электронный блок обязательно при любом действии с инжекторами. Но выполнить эту операцию в домашних условиях невозможно из-за отсутствия оборудования и программного обеспечения.
Поручать работу по обслуживанию форсунок нужно только опытным инженерам, которые работают в сервисных центрах, специализирующихся на системах впрыска топлива.
Наличие воды в топливе так же не лучшим образом влияет на работу топливной системы. Из-за крайне жестких условий ее работы (высокое давление,… читать далее
Как известно, любая деталь автомобиля имеет свой ресурс, и дизельные форсунки так же не являются исключением. Даже при условии использования… читать далее
21.09.2018
Команда сервиса Дизоника с радостью сообщает вам о запуске интернет-магазина запчастей......
подробнее27.07.2018
В самое ближайшее время на сайте сервисного центра Дизоника будет запущен раздел интернет магазина топливного оборудования...
подробнееДля нормальной работы двигателя внутреннего сгорания необходимо, чтобы в цилиндр попадало нужное количество топливо-воздушной смеси. Объем… читать далее
Эффективность работы двигателя внутреннего сгорания зависит от правильной работы форсунок, которые впрыскивают топливо в цилиндры. В процессе… читать далее
Как известно, любая деталь автомобиля имеет свой ресурс, и дизельные форсунки так же не являются исключением. Даже при условии использования… читать далее
Как известно, дизельный двигатель значительно экономичнее своего бензинового собрата, обладает большим крутящим моментом даже на низких… читать далее